Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Как придумать Логотип - теория и практика





96 kb чистой теории! Да, это не мало!

Смотри также:
Авторское право
Логотип авиакомпании
Основные стили для логотипа
Фирменный стиль и его составляющие
Логотип. История знака. Методика проектирования фирменного стиля
Фирменный стиль, регистрация товарного знака

Логотип. Чистая теория.

Для начала определимся, что же такое Логотип.
Термин Логотип чаще всего применяется в том же смысле, что и Товарный Знак.
Тем более, что понятия логотип в законодательстве России, например, нет. Есть только понятие "Товарный знак".
Что же такое "Товарный знак" согласно законодательства России?

Согласно действующему законодательству в соответствии со статьей I Закона РФ "0 товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарными знаками и знаками обслуживания признаются зарегистрированные в установленном порядке обозначения, призванные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц."

А вот как определяется Логотип, Товарный Знак в Большой Советской Энциклопедии:
Товарный знак, обозначение, помещаемое на товаре (или упаковке) промышленными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара и его производителя (продавца).

А вот так в Толковом словаре "Экономика предприятия":
Trade Mark Товарный знак означает слова, символы или другие знаки, применяемые фирмами для отличия своих товаров или услуг от товаров или услуг, предлагаемых другими фирмами.

В Правовом словаре предпринимателя:
Товарный знак - обозначение, способное соответственно отличать товары и услуги одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг других юридических лиц или граждан. Подлежит регистрации, удостоверяется свидетельством. Товарный знак - один из объектов промышленной собственности. Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" принят 23 сентября 1992.

Согласитесь, что все эти определения подводят нас к одному выводу, что Товарный знак (Логотип) - это некий графический образ, позволяющий отличить товар или услугу одного юридического лица от товара и услуги других юридических лиц, для индивидуализации товара или услуги.
Для дизайнера в этом определении ключевыми словами являются Графический Образ.
Задача дизайнера создать этот образ.
При создании образа компании, её фирменного стиля, Логотип - это одно из основных понятий. Логотип является важнейшим элементом фирменного стиля и играет огромную роль в узнаваемости продукции, услуг компании на рынке. Удачный логотип способен значительно повысить эффективность рекламы, поднять имидж компании. Таким образом, тут логотип выступает как нечто, большее чем просто некий графический образ, нанесённый на товар или упаковку. Он определяет лицо компании, фирмы.

Выбор формы логотипа

1. Символизм геометрических фигур. Психология формы.

Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее специальными исследованиями было научно установлено, что форма, как и цвет, эмоционально воздействует на человека.
Простые геометрические формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами.
Определенное воздействие на восприятие информации оказывают формы линий. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидарностью, а изогнутые - с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо в определенных условиях, например, чем чаще горизонтальные или вертикальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения, тем более неприятные, вплоть до головокружения, ощущения они производят.

Если попробовать проанализировать возникновение и развитие символики у разных народов, то с более-менее степенью вероятности можно сказать, что есть некая схожесть в символизме форм геометрических фигур.
Круг - символ солнца, Луны, Один из самых распространённых символов. Символ бесконечности, вечности, совершенства.
Квадрат - является символом комбинации и упорядочивания четырех различных элементов, например четыре основных стихии или четырех времен года. Символ числа 4, равенства, простоты, прямоты, истины, справедливости, мудрости, чести.

Равносторонний треугольник - мужской и солнечный знак, представляющий божество, огонь, жизнь, сердце, гору и восхождение, благополучие, гармонию и королевскую власть. Перевернутый треугольник - женский и лунный символ, воду, плодовитость, дождь, божественную милость.

Эллипс, символизирует Космическое Яйцо. Две его стороны олицетворяют снижение и восхождение, инволюцию и эволюцию. Наклоненный эллипс - это динамика и напор.

Прямоугольник. Из всех геометрических форм это наиболее рациональная, наиболее надежная и правильная фигура; эмпирически это объясняется тем фактом, что всегда и везде прямоугольник был излюбленной формой, с помощью которой человек приспосабливал пространство или какой-либо предмет для непосредственного использования в своем быту, например: дом, комната, стол, кровать и т.п.

Пентагон - правильный пятиугольник в виде звезды символ вечности, совершенства, вселенной. Пентагон - амулет здоровья, знак на дверях для того, чтобы отогнать ведьм, эмблема Тота, Меркурия, кельтского Гавайна и др., символ пяти ран Иисуса Христа, благополучия, удачи у евреев, легендарный ключ Соломона; знак высокого положения в обществе у Японцев.

Правильный шестиугольник, гексагон - символ изобилия, красоты, гармонии, свободы, брака, символ числа 6, образ человека (две руки, две ноги, голова и туловище).

Свастика - обозначение благоприятного, счастливого объекта, изображается в виде креста с загнутыми (под углом или овально; чаще - в направлении часовой стрелки) концами. У индийцев - символ света и щедрости.

Крест - символ высших сакральных ценностей. Крест моделирует духовный аспект, восхождение духа, устремление к богу, к вечности. Крест - универсальный символ единства жизни и смерти.

Конечно, с этими утверждениями можно и не соглашаться.
Однако никто не будет отрицать, что любое изображение вызывает у человека ассоциации. Но проблема в том, что одни предметы, сюжеты или графические элементы вызывают у всех людей (вернее, у многих) одинаковые ассоциации, а другие - совершенно различные.
Также многое зависит и от, так называемой, "ассоциативной" памяти.
Восприятие формы, цвета, их эмоциональное воздействие во многом субъективно.
Так у разных людей одна и та же форма, может вызывать, совсем противоположные ассоциации. Например, крест у людей разного вероисповедования. Или свастика, которая, по сути, является разновидностью креста. Она явно не вызовет положительных эмоций у большинства людей.






2. Символизм изображений животных.

Очень часто в логотипах используются изображения различных животных или птиц.
Без сомнения, что истоки символизма животных уходят далеко в прошлое в те далекие времена, когда зародились одни из первых религий - фетишизм и тотемизм.
Фетишизм - культ, обожествление фетишей - неживых или искусственно созданных предметов, вера в сверхъестественные свойства. Этим можно объяснить, например, веру в амулеты, талисманы.
Тотемизм - культ, обожествление животных, птиц, змей, рыб и т.д., вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных.
Психология первобытного человека допускала возможность брачных союзов между животными и людьми, а сами животные нередко воспринимались как непосредственные родственники человека.
В процессе наблюдений за своей деятельностью, люди обратили внимание на сходство отдельных черт характера родичей с повадками животных, проявлением природной стихии. Члены данного рода считали себя связанными каким-то особым родством с тотемом; его не почитали, но считали "отцом", "старшим братом".
Кстати тотемизм, поклонение растениям, животным был очень развит у восточных славян-язычников, и отголоски этого проявлялись даже во времена христианства на Руси. Например, тотемистические игры в медведя ("комосдица") сохранялись в белорусской деревне до второй половины XIX в.(!) Здесь, видимо, можно усмотреть пережиток ритуальных плясок на празднике тотема - медведя. Да вспомните русские, народные сказки о животных! Животные наделяются теми же чертами характера, что и люди, часто в сказках они живут среди людей.
Теперь давайте, для примера, вспомним пантеон богов древнего Египта.
Бог-крокодил воплощение бога Себека, священный бык Апис после смерти воплощается в бога Озириса, а также, на ранних стадиях культа Аписа, он считался душой бога Пта.
К культу животных, как проявления тотемизма, можно отнести и почитание коров, как священных животных, в Индии.
Конечно, психологи и историки религии, исследуют эту тему более глубоко и всесторонне и на эту тему написаны фундаментальные труды, для нас же будет интересным перечень символизма животных.

Бык в ряде мифологий (шумерской, египетской и др.) является земным воплощением бога. Славяне жертвовали быков богу - "творцу молний" в день Ильи - пророка заменившего древнего бога - громовержца. Знак принадлежности к высшим силам, божествам.
Конь / лошадь - помощник в жизни, помогает преодолевать трудности, преграды.
Кот / кошка - довольно неоднозначный символ. Если например у древних Египтян в "книге мёртвых" кот, сражающийся со змеем, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра, то у русских старообрядцев особенно устойчивы ассоциации кошек с силами зла (кошка - как атрибут похоти; кот - как символ посрамлённого сатаны в сценах благовещенья).
Леопард ( барс, пантера) - благородное животное. Олицетворяет силу, быстроту, выносливость, быструю реакцию.
Лев символизирует стойкость, твёрдость, спокойствие, благоразумие. В народной медицине, магии колдовства лев - символ здоровья, духа жизни.
Медведь считается символом силы, смелости, стойкости, выносливости, но также жестокости, ярости, лени.
Овца - робость, стыдливость, кротость, безобидность, пассивность, терпение, простота, податливость, невинность, мягкость, нежность, любовь.
Волк - символ вожака, предводителя, сильной личности, смелость и ловкость.

Птицы в верованиях народов мира в основном, обозначают особые символы божественной сущности, верха, неба, солнца, грома, ветра, свободы, жизни, изобилия, подъема вдохновения, пророчества, предсказания.
Орел - символ небесной силы, огня и бессмертия. Служит воплощением божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости духа.
Лебедь является символом поэта, певца и высоты поэзии, возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, мужества, совершенства, но также и смерти. Так белый лебедь - жизнь, добро, а черный √ смерть, зло.
Гусь выступает как птица Хаоса, но вместе с тем и как творец вселенной. В Китае гусь связан с небом и принципом Ян, как талисман, помогающий любви в браке. В гностической традиции гусь воплощение святого духа, символ предусмотрительности и бдительности.
Ласточка - считается одним из воплощений Христа. Молодая ласточка - символ жажды духовной пищи. Ласточка символизирует надежду, положительный переход, возрождение, утро, весну, восход солнца, прилежание.
Ворона - символ ловкости, хитрости, коварства, воровства. В Японии ворона - вестник и спутник "ками" (богов), образ сыновнего почтения. В Греции - носительница плохих вестей, но символ долголетия. Во Франции и Италии - птица, приносящая несчастья.
Ворон - связан с царством мертвых и со смертью. С другой стороны у индейцев и отчасти эскимосов ворон выступает как первопредок, могучий шаман. Защищает детей от злых духов, помогает в устройстве их браков. В христианской традиции ворон олицетворение сил ада и дьявола, приносящий несчастья.
Голубь, в ряде традиций - символ души умершего, небесный вестник. В Христианской традиции голубь - символ святого духа (иногда голубь и нимб или 7 голубей). Голубь и лилия - благовещание, 12 голубей - 12 Апостолов. У евреев голубь - образ искупления, голубь и ветвь оливы - воплощают мир, обновленную жизнь, знак данный Ною. В Китае голубь - символ долголетия, бесстрастного исполнения сыновнего долга.
О рыбах можно сказать, что они служат символом плодовитости, изобилия, сексуальной силы, мудрости.
Дельфин - символизирует свободу, благородство, любовь, удовольствие. Изображение дельфина часто встречается на талисманах и широко используется в геральдике.

Выбор шрифта для логотипа. Психология восприятия шрифта

Насколько не парадоксально звучит эта тема, но психологи и графологи утверждают, что с помощью правильного подбора шрифтов, возможно, передать настроение, задать общий настрой при чтении текста. Если принять во внимание, что формы (геометрические) имеют определённое психологическое и эмоциональное воздействие на человека, то такое утверждение не лишено основания. Никто не будет отрицать, что различные шрифты имеют разное написание, размер и кернинг. Соответственно слово, набранное одним шрифтом, будет существенно отличаться по ФОРМЕ от этого же слова набранного другим шрифтом. Конечно, данная тема скорее относится к печатной рекламе, написанию слоганов, рекламных текстов. Но ведь шрифт используется и при написании логотипов. В конце-концов, есть такой вид логотипов, как шрифтовые логотипы. Поэтому нелишне будет ознакомиться с выводами психологов, которые занимаются этой проблемой.
Существует огромное количество самых различных шрифтов. У каждого отдельного шрифта есть своё название, причём многие из них существуют в различных вариантах основного вида и рисунка.
Шрифт должен привлечь внимание читателя и помочь ему сосредоточиться на чтении текста, выделить наиболее важные аргументы.

Человеческий глаз воспринимает не отдельные буквы, а группы букв или слов. Это свойство глаза охватывать группы букв, их форму, а также определённую длину строк является фактором, ускоряющим или замедляющим чтение. Поэтому, помимо рисунка шрифта, не менее важно правильно выбрать его размер, расстояние между буквами, строчками, длину строк и расположение текста на странице или листе печатной продукции.

По устоявшемуся мнению многих экспертов, строгие прямолинейные и шрифты, обладающие "машинными", "техническими" качествами, привлекательнее для мужчин, а у женщин фаворитами являются более округлые и пышные шрифты с выраженными "хвостиками".

Антиквенные шрифты типа Times, Times New Roman и Palatino менее сексуально определены, поскольку сочетают мужскую авторитарность с органичным, гуманистическим стилем, более притягательным для женщин.

Гарнитуры Шрифты с большими круглыми буквами "О" и "хвостиками" воспринимаются как дружественные и "человечные", возможно, потому, что их начертание подражает образу человеческого лица.

Прямолинейные и угловатые шрифты ассоциируются с непреклонностью, жесткостью; они характеризуются холодностью, безликостью и механистичностью. В терминах психоанализа их определяют такие выражения, как "эмоционально зажатый" или "крепкий задним умом".

Шрифты рукописного стиля - это попытка передать дружелюбие и близкие отношения. В свое время эти шрифты использовались банками, желающими избежать ощущения "казенности" путем имитации в письмах "персональной подписи". Используя рукописные стили, крупные корпорации ставят задачу казаться более дружелюбными, "близкими к народу".

Шрифты Sans Serif (без засечек), такие как Arial, Modern и Univers, обладают малым эмоциональным зарядом и ассоциируются с практичностью и здравомыслием. Они несут в себе современное общее начало и являются надежным выбором для тех, кто жаждет гармонии и не озабочен самовыражением посредством шрифтового оформления. Arial наиболее часто выбирается для личной переписки.

Считается, например, что готический шрифт вызывает ассоциации с культурой Европы и он не может применяться в теме других культур или исторического периода.

Логотип и цвет. Психология восприятия цвета, символизм цвета

Вот уж о чём, но о цвете написаны просто горы трактатов!
Не буду оригинальничать, напишу раздел о цвете и я.

Начнём с утверждения:
Цвет - один из основных врагов качественного логотипа.

Почему я так утверждаю?
Для меня одним из критериев непрофессионального подхода к созданию логотипа есть использование нескольких цветов, градиентные заливки, тени, полутона.

При этом нарушается один из основных признаков хорошего логотипа - практичность. Я называю это технологичностю логотипа, т.е. логотип должен быть воспроизведен в малых размерах , для нанесения как на большие упаковочные коробки, ящики, так и на совсем маленькие. Логотип должен быть одинаково хорошо воспроизведён в краске или на экране, должен одинаково хорошо работать в черно-белом и цветном вариантах, а также в негативе. Яркий пример - логотип фирмы Adidas. Никто не будет спорить, что он необычайно практичен и технологичен.

О символизме цвета, его эмоциональном влиянии на человека написано немало статей и научных трудов. Одним из самых известных исследователей эмоционального воздействия цвета на человека был Макс Люшер. Он исследовал закономерности этого влияния, зависимость влияния цвета от эмоционального состояния человека, открыл зависимость отношения к цвету от условий развития личности и многое другие закономерности связанные с цветом и его влияние на человека.
Используя цвета в логотипе, дизайнер должен помнить, что все его "красочные" изыски смогут оценить только 90 % (по разным оценкам от 85 до 90%) людей, цветовосприятие, которых считается нормальным. Остальная же часть населения страдает разными формами аномалий цветового зрения. От невозможности различать зелёный и красный до полной цветовой слепоты. Исследования также указывают на то, что у разных народов процент людей с нарушениями цветовосприятия разный. Так, например, у китайцев аномалии цветового зрения встречаются приблизительно в 2 раза реже, чем у англичан, а у аборигенов Австралии в 5 раз реже, чем у англичан.

Женщины по результатам исследований, которые были проведены в 1979 году, гораздо меньше страдают аномалиями цветового зрения, чем мужчины (в десятки раз). Может и эти закономерности, повлияли на то, что у разных народов символизм одних и тех же цветов, отличается. Но об этом чуть позже, а сейчас перечислим общепринятую семантику цветов.
Считается, что у всех цветов есть дополнительные свойства, присущие им от природы либо приписываемые образом, в котором они используются. Ниже приведены некоторые медицинские, физиологические и психологические характеристики цвета:

Красный - теплый и раздражающий, стимулирует мозг, символ опасности и запрета, показывает деятельный настрой. "Уменьшает" поверхность, окрашенную в этот цвет, и создает/чрезмерную напряженность.

Оранжевый - жизнерадостный, импульсивный, учащает пульс, создает чувство благополучия, свидетельствует о реализме.

Желтый - настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности, стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета.
Примечание.
Наиболее видимый и яркий цвет спектра.
Желтый цвет обрабатывается человеческим глазом в первую очередь.

Зеленый - все смягчает, снимает остроту переживаний. Этот цвет оказывает целительное, расслабляющее действие, успокаивает, снимает боль, усталость, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. Сам по себе вызывает ощущение "обделенности" и создает вялую атмосферу.
Примечание.
В силу своих оптических характеристик - зеленый наименее утомляющий глаза цвет.

Розовый - прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Но также и ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости.

Голубой - тоже настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Голубой -цвет мира и всеобщей гармонии.

Синий - помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Синяя деталь в логотипе сразу привлечет к себе внимание и, в отличие от красной, никогда не вызовет отрицательных эмоций. Свежесть этого цвета в сочетании с его успокоительным влиянием помещает его в ряд желательных цветов.

Фиолетовый - цвет внутренней сосредоточенности. Фиолетовый цвет редко встречается в природе, поэтому понятно, почему одежды пурпурного цвета были атрибутом императоров. Наверное, с этим связано также, и стремление человека понимать фиолетовый цвет как нечто таинственное, недоступное.
Примечание.
Фиолетовый один из самых тяжелых для восприятия цветов.

Черный - цвет самопогружения, символизирует изящество.

Белый - цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии, символизирует чистоту.

Коричневый - вызывает ощущение стабильности и реалистическое настроение.

Однако в восприятии цвета и его символизме не всё так просто.
Как уже отмечалось, огромное внимание влиянию цвета на восприятие человека и его психическое состояние уделял швейцарский психолог Макс Люшер. Он установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе. Интересно, что свои исследования он проводил по заданию одной рекламной фирмы. Однако, постигнув всю глубину и сложность проблемы, ученый стал разрабатывать ее фундаментально.

Создавая свой цветовой тест, Люшер исходил из того, что восприятие цвета у человека сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода исторического развития. Сначала жизнь человека определялась главным образом двумя факторами, не подлежащими произвольному изменению: ночью и днем, светом и тьмой. Ночь означала условия, когда активная деятельность могла прекращаться. День требовал активных действий - поиска пищи, элементарного обустройства. ┘Отсюда темно-синий цвет ассоциировался с ночным покоем, а желтый - с солнечным днем и его заботами. Красный цвет напоминал о крови, пламени и связанных с ними ситуациях, требующих высокой мобилизации, активности. Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость, а любое проявление жизнедеятельности в свою очередь всегда сопровождалось тем или иным эмоциональным состоянием. Поэтому и отношение к цвету всегда было и остается эмоциональным.

Кроме того, Люшером был сделан еще один важный для рекламной индустрии вывод - цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции.

Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет означает или символизирует:
красный: в Америке - любовь, в Китае - доброту, праздник, удачу, в России - высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии - жизнь;
желтый: в Америке - процветание, в России - солнечность и разлуку; в Сирии - траур, смерть, в Индии - великолепие, в Бразилии - отчаяние;
зеленый: в Америке - надежду, в Китае - роскошную жизнь, в Индии - мир и надежду;
голубой: в Америке - веру, в Индии - правдивость, в Китае - один из траурных цветов;
синий: в России - ночной покой;
фиолетовый: в Индии - печаль и утешение, в Бразилии - печаль;
белый: в Америке - чистоту и мир, в Китае - подлость, опасность, траур: в Европе - молодость;
черный: в Америке - символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае - честность.
В Австрии наиболее популярным является зеленый цвет, в Болгарии - темно-зеленый и коричневый, в Пакистане - изумрудно-зеленый, а в Голландии - оранжевый и голубой.
В целом, чем ближе к Востоку, тем большее значение придается символике цвета. Так, в Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный - честность, а белый, в отличие от общепринятого европейцами символа чистоты и святости (!), ассоциируется с подлостью и лживостью.

Пример в тему.
Ярким примером восприятия формы и цвета, символики, может быть, случай из личного опыта. Фирма, в которой я (nick2 ('стр@нник')) работаю, тесно сотрудничает с фирмой Jablotron (Чехия). Логотип этой компании Вы можете увидеть на странице в Интернете: www.jablotron.cz
C учётом того, что фирма занимается производством средств охранно-пожарной сигнализации символизм логотипа можно определить так:
1.Предупреждение об опасности.
2.Жёлтый круг в центре - проблесковый фонарь (лампочка), который обычно мигает одновременно с включением сирены при тревоге.
По-моему, довольно удачный логотип.
Так вот. Когда этот логотип, увидели в США, то спросили:
- Это, что фирма по защите негров?
Согласитесь, довольно необычная интерпретация.

Почти вплотную подходим к разделу, как же их, родимых, логотипов наших, рисовать то!


Тотем, знак, символ, герб, клеймо, логотип, бренд ... Ещё немного истории.
Как уже было отмечено, в ходе рассмотрения вопроса подбора изображения для логотипа, символизм изображений животных, растений, птиц, неодушевлённых предметов зародился ещё в древние времена, во времена зарождения первоначальных форм религии, таких как тотемизм, фетишизм, анимизм (вера в то, что все явления внешнего мира имеют собственную душу).
Из этих же времен берёт своё начало и свойственное человеку стремление к изобретению всякого рода символов, избрание для своего рода, клана отличительного знака. Люди были убеждены, что тотемы помогают им в повседневной жизни и оберегают от опасностей, злых духов, врагов.

Родовые знаки и символы назывались тотемами. Термин тотем происходит из Северной Америки. На языке индейцев оджибве слово ╚ототем╩ означает понятие "его род". Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичное понятие "Тамга". Тамга - знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого в качестве символа, который изображается на знамёнах, эмблемах, выжигается на шкуре животных, и даже наносится на тело.
В античные времена полководцы, цари, легендарные герои имели свои отличительные знаки, личные эмблемы. У римских легионеров сформировались такие типы символов, как использование для различия легионов и когорт, особых знаков (signa) на знаменах (vexilla). Этими знаками обычно были изображения различных животных - вепрь, лев, конь, волчица, орёл. Также римские легионеры имели на щитах эмблемы, по которой можно было определить их принадлежность к той или иной когорте.
Одним из интересных примеров использования цвета в знаках и символах могут быть раскрашенные в разные цвета щиты древних германцев.

Без сомнения, что родовые тотемы, личные знаки, эмблемы стали прообразом более поздней символике, которая сформировалась в средние века. Такой символикой были гербы. Считается, что первые гербы появились в X веке. Герб, как отличительный знак, применялся на щитах, знамёнах, печатях. На печатях гербы применялись для заверения различных документов и подтверждения их подлинности. Родилась целая наука - геральдика, наука о гербах, правилах составления гербов, об особенности композиции символов в гербах.

Одной из форм отличительных знаков, которые сформировались в средние века, являются, так называемые, личные клейма мастера. Эти знаки на изделия могли ставить только мастера. В Германии звания мастера ремесленник удостаивается после трех лет обучения и многих лет работы. Личное клеймо своего рода "знак качества", которое подтверждает высокое качество товара. В условиях повальной неграмотности населения такое клеймо помогало выбрать покупателю нужный товар. Конечно, дело было не только в неграмотности "потребителей", но и в том, что запоминающийся образ позволял быстро различать продукцию, не вчитываясь в надписи.
Можно конечно спорить, но исходя из того, какие функции выполняет клеймо, можно с высокой степенью вероятности сказать, что логотипы (Товарные знаки), как отличительный "знак" фирмы и гарант качества товара (услуг), скорее всего, ведут своё происхождение от системы личных клейм.
Ну а теперь вкратце дадим определение основным терминам, с которыми дизайнер при создании логотипа или фирменного стиля может столкнуться.
Торговая марка и торговый знак, логотип и товарная марка, фирменный знак и фирменная эмблема - все эти понятия используются как названия обозначений, позволяющих отличать товары и услуги одних производителей от других.
Понятия торговая марка, торговый знак, являются вариантами перевода англоязычного слова - trademark.
Фирменный знак, логотип, фирменная эмблема это специально разработанная, стилизованная сокращенная форма названия фирмы, часто в оригинальном начертании.
Эмблема (Марочный знак) - часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести: символ, изображение, отличительная окраска или специфическое шрифтовое оформление.
Товарный знак - это обозначения, которые предназначены для индивидуализации товаров и позволяют отличать товары одних производителей от других, и подлежит специальной регистрации.
Trademark (торговая марка, торговый знак, товарная марка) - то же, что и товарный знак, т.е. обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц.
Логотип - (нем. Logotype, англ. Logotype, греч. logos слово + typos отпечаток) - специально разработанная, стилизованная сокращенная форма названия фирмы, часто в оригинальном начертании.
Фирменный знак - это уникальный графический элемент, который обычно располагается рядом с названием компании, но может использоваться и отдельно.
Знак обслуживания(service mark) - это тот же товарный знак, только он используется по отношению не к товарам, а к услугам. Знак обслуживания эквивалентен понятию товарный знак, разница состоит лишь в маркировке компаниями этим знаком услуг, оказываемых ими.
Слоган - (англ. slogan ... to slog сильно ударять) - рекламная формула в виде афористичной, легко запоминающейся короткой фразы.
Бренд. Брендом обычно называют уже относительно хорошо известную потребителям и потому "раскрученную" торговую марку, уже завоевавшую определенную долю рынка. Когда говорят о разработке нового продукта или услуги, чаще используют определение торговая марка, а когда новый продукт получает признание потребителей и приобретает определенную известность, узнаваемость и долю рынка, тесня своих конкурентов, он становится брендом.
Итак, если обобщить, то понятие логотипа (с учётом тех определений, который были даны в самом первом разделе) можно определить так:
Логотип (Товарный знак) - это некий специально разработанный, уникальный по своему начертанию, графический образ, позволяющий отличить товар или услугу одного юридического лица от товаров и услуг других юридических лиц, для индивидуализации товара или услуги и подлежит специальной регистрации. Регистрация логотипа (товарного знака), согласно законодательства страны регистрации, даёт право фирме (предприятию) на его исключительное использование для обозначения выпускаемых нею товаров, или предоставляемых услуг.

Несколько тезисов по проектированию логотипов.
Будет продолжение.

Проектирование логотипа

1.Что необходимо знать перед началом работы?

Итак, считаем, что минимумом теоретических знаний мы уже вооружены, и теперь самое время перейти к практике.
С чего же начать?
Первое, что должно быть - это согласованное с Заказчиком тех. задание на изготовление логотипа. Вряд ли Заказчик, часто такие задания составляет. Поэтому именно вашей задачей является узнать как можно больше деталей. Тут уж не обойтись без долгого общения и обсуждения с Заказчиком. И чем больше информации у Вас будет, тем больше вероятность того, что результат Вашего труда будет по достоинству оценён.

1. Сфера деятельности фирмы (предприятия, компании).
а) Какой из сегментов рынка в данной сфере занимает фирмы.
б) Вид выпускаемой продукции или предоставляемых услуг.
в) будет ли в дальнейшем расширение сферы деятельности фирмы в рамках уже занятого сегмента рынка или в других областях деятельности.
г) планируется ли выпуск новой продукции или предоставление иных услуг, в рамках деятельности фирмы (предприятия).
д) географические рамки деятельности фирмы (предприятия).

2. Технологические требования к логотипу.
а) На какие материалы (предметы, упаковочную тару) будет наносится логотип.
б) В каких средствах рекламы логотип будет использоваться (листовки, игборды, интернет и т .п.) и будет ли при этом существенно изменяться его размер.
в) Использование цветов в логотипе вообще и использование корпоративных цветов.

3. Использование в логотипе графики, символов. Если использовать, то каким отдаётся предпочтение (геометрические фигуры, животные, растения, абстрактные изображения).

4. Похожесть логотипа на уже существующие у фирм работающих на этом сегменте рынка, или на применяемый ранее фирмой, если таковой имеется.

5. Сроки выполнения заказа, количество предоставляемых вариантов.

Примечание.
Очень неплохо было бы ещё оговорить размер оплаты за разработку логотипа и способы оплаты.

2. Выбор структуры логотипа.

Как бы мы не старались изобрести чего-нибудь нового, а схем (структур) логотипа есть всего три.
1. Словесный (шрифтовый, текстовый) логотип.
2. Графический символ.
3. Комбинация текст + символ (изображение).

1. При проектировании логотипа по первой схеме, возможно использование и авторское изменение уже существующих шрифтов или же применение оригинальных, спроектированных специально для выполнения этого задания шрифтов. При этом шрифт может быть изменён настолько, что само написание названия фирмы может стать знаком. Одним из методов проектирования по этой схеме может быть изменение одной или нескольких литер слова путём деформации, придания литере (нескольким, части литеры) формы абстрактного знака, или стилизованного изображения какого-либо предмета, животного, растения и т.д. Очень популярна стилизация первой литеры слова, или первых 2-3 литер, если название сложное и состоит из нескольких слов.

Пример в тему.
- Словесный логотип - Panasonic, Sony, Play station.
- Coca Cola, Pioneer. В написании названий этих компаний используются специально "изобретённые" шрифты.
- Для примера стилизации литер вот этот логотип: ksan.ru/works/web/eurogas/eurogaslogo_l.gif
Тут и стилизация литер присутствует, и ассоциативно вызывает образ газовой горелки на плите. Единственное замечание - я бы применил, всё-таки, синий (голубой) цвет вместо красного. Он больше подходит под слово "газ".

2. При использовании для проектирования логотипа знаков и символов главная задача, которая стоит перед дизайнером - добиться оригинальности, уникальности и запоминаемости графического знака. Тут уж всё зависит от Вашей фантазии и чувства меры, которое необходимо, для того, что бы не "перегрузить" логотип. При этом возможно использование, как простых геометрических, так и сложных абстрактных фигур, силуэтов животных, растений, предметов, машин и т.д.

3. При проектировании логотипа с использованием текста в комбинации с графическим символом (изображением) очень желательным является то, что бы была возможность использовать текстовую и графическую части как вместе, так и самостоятельно каждую из частей.
Желательно при проектировании протестировать логотип в нескольких цветовых схемах, если в логотипе используется два или несколько цвета, а также монохромный (чёрно-белый) варианты.

Возможные ошибки при проектировании логотипов:
1. Перенасыщенность мелкими деталями.
2. Нетехнологичность логотипа, в следствии использования нескольких цветов или полутонов (градиентов).


3. Создание ассоциаций в восприятии логотипа.

Перед началом работы, есть смысл хорошенько подумать над тем, какое из свойств или характеристик товара (услуги, изделия) будет графически обыгрываться в логотипе.
Лучше всего выбрать один из признаков, потому, что если начать проектировать логотип и обыгрывать сразу несколько свойств товара (услуг) есть опасность перегрузить логотип и в конечном итоге нивелировать выбранные свойства.
И далеко не факт, что логотип должен содержать графический образ, отображающий сферу деятельности фирмы (предприятия).
Вот перечень некоторых из возможных характеристик товара (изделия, услуг), которые могут служить для создания возможной ассоциации в восприятии логотипа предприятия.

Географические, геофизические, этнические признаки.
Довольно часто эти признаки используются при проектировании национальных компаний. В этом случае используются национальные цвета, элементы национального орнамента, применяется определённый шрифт, стилизованный под национальный - арабский (восточный), японский, индийский, кельтский, старославянский и т.д.
Могут использоваться также некие, присущие региону расположения предприятия,
символы, характерные элементы и приёмы в живописи, геофизические характеристики региона такие, как горы, озёра, реки, леса, специфические растения, произрастающие в регионе.

Пример в тему:
www.home.arcor.de/jthunder/stickers13/Malaysia_Airlines.jpg - Малазийские авиалинии,
www.home.arcor.de/jthunder/stickers13/Malev_2.jpg - Венгерские авиалинии.
В данных примерах мы видим использование национальных цветов.
www.designclub.com.ua/logos/rus_k/konti_kishki/konti.png - Лого Киевской компании "Конти". Киев славен своими каштановыми деревьями. Вот автор и использовал символическое изображение листьев каштана в логотипе.

Отрасль, сфера деятельности предприятия.
Приём обыгрывания сферы деятельности предприятия, фирмы, один из наиболее часто встречающихся приемов.
Ярким примером могут служить всевозможные щиты, замки, символические изображения глаза, встречающиеся сплош и рядом в логотипах охранных фирм. Или, например, изображение зуба на вывесках дантистов, дома в логотипах контор по недвижимости. Или, например, колбы, атомные решётки в логотипах различных научных организаций, соты в изображении логотипов компаний предоставляющих услуги в области мобильной (сотовой) связи.

Пример в тему:
www.logotype.com/pf/28/logo.gif - логотип гастроентерологической ассоциации. А как ещё было показать, что они лечат заболевания пищеварительной системы?
Очень, по моему, удачно.

Физические (физико-химические) свойства товара выпускаемого предприятием.
В данном случае выбирается одно из наиболее ярко выраженных свойств товара. При условии, что таковое имеется, естественно. Пластичность, твёрдость, прочность, форма, цвет и т.д. Все эти свойства могут стать основой для создания ассоциаций в восприятии логотипа.

Пример в тему.
Ни у кого не вызывает сомнения "резиновость" персонажа, известнейшей фирмы по производству покрышек, "Mishelin" - www.racingmax.infoseek.livedoor.com/mishelin-rogo.jpg , конечно, свою роль играет и "раскрученность" товарной марки.
Теперь же глянем на Лого фирмы, которая никому не известна www.logotypes.ru/gif.get?gif=Polymer_Grupo_logo
Само название говорит о чём-то искусственном, пластмассовом. И где-то на уровне подсознания, такие ассоциации и вызывает данный логотип. Хотя логотип, так себе ...


Назначение товара (услуги), область применения.
По этой схеме, в логотип увязывается с такой характеристикой товара (услуги) при взгляде на который, потребитель сразу же понимает для чего и где данный вид товара применяется.

Пример в тему.
Очень неплохим, на мой взгляд, примером, может служить логотип "Аристон" -
www.logotypes.ru/gif.get?gif=Ariston%5Flogo
Вызывает ассоциации с домом, домашней техникой, домашним теплом, уютом, газовой плитой. Ну и плюс ко всему марка, конечно, раскручена.
Очень эффектные логотипы фирмы "Indesit", также производителя бытовой техники, призваны вызывать у потребителя аналогичные ассоциации.
www.logotypes.ru/gif.get?gif=Indesit%5Flogo
www.logotypes.ru/gif.get?gif=Indesit%5Flogo2 (выключатель в газовой плите)
www.logotypes.ru/gif.get?gif=Indesit%5Flogo3

Название предприятия.
В этом случае отталкиваются от названия фирмы если это название само указывает на область применения товара, или предоставляемой услуги. Такое название, как Киевенерго, или Полимерпласт прямо указывает на область, сферу деятельности предприятия. Бывает и так, что названия предприятиям дают такие как Ласточка, Медведь, Орхидея и т.п., то есть, имена существительные, реально существующих зверей, растений, предметов. Или мифических героев, Атлант, например.
Тут уж никуда не денешься, а приходиться рисовать медведя или орла в логотипе.
Хотя, понятно, что это не обязательно.

Пример в тему.
www.minotaur.se/images/logos/minotaur_logo.jpg
Минотавр он и есть Минотавр.
А вот пример использования в логотипе названия одного из брендов Daewoo -
Видеосистемы Blue Diamond
www.logotypes.ru/gif.get?gif=Daewoo%5FVTR%5Flogo


Конечно, это далеко не полный перечень того, что можно обыграть графически в логотипе. Можно, например, попробовать вызвать такие ассоциации, как скорость, комфорт (например, для автомобиля), элегантность, изысканность, долговечность, доступность. Можно взяться обыграть такие свойства, как престижность, ценность. Да много чего! Главное оригинальность задумки и не тривиальность решения.
"Насмотреться" логотипов можно тут www.designclub.com.ua/logos или тут www.logotypes.ru

Всё, что Вы прочитали в этом топике, началось вот тут www.designclub.com.ua/forum/viewtopic.php?t=81
"Вырезаю" свой ответ и несколько его корректирую.

Шесть универсальных признаков отличного знака (логотипа)

Отличные знаки всегда:

1. Индивидуальны: Идея дизайна должна быть совершенно уникальна.
В условиях повального "логотипирования" предприятий от ЧП до Транснациональных корпораций задача очень сложная. Главное, что бы логотип, не был уж слишком похож на логотип другой фирмы. Или хотя бы не повторял (не был похож) на логотип предприятия работающего в той же сфере.
Думаю, что "похожесть" логотипов, иногда в состоянии определить только дизайнер. В конце - концов, это его работа.
Вопрос в тему.
Рексона и Найк. Похожи? Не похожи?
Ответ профессионала: Не похожи.

2. Практичны: могут быть воспроизведены в малых размерах, в краске или на экране, должны одинаково хорошо работать в черно-белом и цветном вариантах, а также в негативе.
Согласен на 100 %. Одно из ключевых "технологических" свойств логотипа.
Пример в тему.
Логотип Шварцкопф. Мало того, что он "технологичен" он ещё и напрямую связан с именем основателя фирмы
( Schwarzkopf - чёрная голова ), плюс это фирма-производитель средств ухода за волосами.
Просто уникальный логотип!

3. "Графичны": оперируют графическими образами и обращаются к правому полушарию мозга, не зависят от словесной или умственной интерпретации. Если логотип состоит из слов, то он должен легко узнаваться только по форме (вам не требуется "читать" логотип Кока-колы несколько раз).
Боюсь, что я не совсем могу оценить этот пункт. Это из области психологии и физиологии. По моему разумению, изъясняясь кухонным языком, это "отпечатывание" в сознании логотипа. Кока-Кола это просто "пропечатывание" на протяжении нескольких десятилетий. Как и Мерседес и многие другие бренды, существующие уже не первый год и завоевавшие "имя".
Как аксиома. Не логотип "делает" имя, а имя "делает" узнаваемым логотип.

4. Просты по форме: содержат только одну графическую идею, "фишку". А если логотип состоит только из названия, одни идея или прием делает его особым - например, линии в логотипе IBM.
Согласен. Но в этой простоте спрятана огромная сложность. Тут уж вступают в силу креативность и вдохновение дизайнера.
Примеры в тему.
Найк, Адидас, Майкрософт, Пионер, Плей Стейшен.

5. Несут одно смысловое сообщение: по содержанию логотипы отличного дизайна пытаются выразить только один признак (например, статичность, скорость или динамизм) и поддерживать один-единственный аспект позиционирования.

6. Подходят по смыслу/контексту. В конце концов, содержание знака должно быть верным.
Думаю, что стоит рассматривать эти пункты как один.
Что бы выполнить этот пункт необходимо чётко выбрать какое из свойств, характеристик изделия (товара, услуг) будет отображаться(обыгрываться) в логотипе. И далеко не факт, что логотип должно содержать графический знак отображающий сферу деятельности.
По этому поводу, прочитайте в разделе "Проектирование" логотипа.

Примеры в тему.
-Где простите автомобиль у Форда?
-Динамизм и устремлённость вперёд, изящество явно присутствует в логотипе Пума, но связь со спортивной одеждой и обувью не сильно то прослеживается.
- С другой стороны логотип Адидас прямо указывает на спортивную обувь изображением (стилизованной тремя полосками) кроссовки. Плюс стилизованная литера "А". Плюс высочайшая "технологичность" логотипа.


Несколько ссылок по поводу.

Многие из этих ресурсов подталкивают что - то добавить, изменить в уже написанном. Вот совсем недавно нашёл статью по стилям логотипов. http://rosdesign.com/design/logoofdesign_2.htm Конечно, можно соглашаться, а можно и нет. Судите сами. Там же Вы сможете найти и другие статьи о логотипах. Кое - что и я оттуда почерпнул.

Если Вас интересует тема "психология и реклама" более глубоко зайдите сюда http://azps.ru/articles/pr/indexdf.html

Если вас интересует, как же происходит процесс проектирования логотипа, зайдите сюда http://logotomizer.nm.ru в раздел статьи и прочитайте о процессе создания "Красного бегуна", или вот тут rosdesign.com/design_materials/air_logo.htm
Вы сможете прочитать о проектировании логотипа авиакомпании. Кстати на данном ресурсе очень много интересных статей. Надо будет воспользоваться.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Данное Послесловие с таким же успехом могло быть и Предисловием.
Всё, что я наваял в данном топике, скорее всего, можно назвать "обобщением собранной информации по теме". Учитывая, что я не профессионал, комментарии, которые я даю, или обобщаю некоторую информацию по своему усмотрению, то всё это можно назвать "Записки Проходившего Мимо".
Это взгляд на проблему человека со стороны, потребителя, юзера немножко знакомого с дизайном, или, по крайней мере, стремящегося что - то сделать в этой области.
Многие из моих "графоманско-дизайнерских" изысканий требуют добавления и исправления. Больше всего меня лично не удовлетворяют примеры. Скорее всего, можно найти более достойные. Посмотрим!


 Смотри также:
Авторское право
Логотип авиакомпании
Основные стили для логотипа
Фирменный стиль и его составляющие
Логотип. История знака. Методика проектирования фирменного стиля
Фирменный стиль, регистрация товарного знака









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх